Факты о Модельном топливе
Это одна из ряда статей, рассматривающих все аспекты модельного топлива.
Автор - Дон Никс, президент фирмы GBG Industries, Inc, изготовляющей модельное топливо POWERMASTER.
2. Какое масло лучше - синтетическое или касторка?
Прежде чем мы перейдем к нашей сегодняшней теме, я бы хотел высказать несколько мыслей по поводу раздела " Сколько необходимо масла?" - мыслей, которые пришли мне в голову уже после того, как я написал предыдущий раздел.
Многие моделисты, особенно те, кто уже продолжительное время занимается этим хобби, и те, кто переставал им заниматься на несколько лет и недавно начал снова, очень хорошо помнят время, когда модельное топливо должно было содержать около 25% масла, и только касторки. Им тяжело привыкнуть к мысли, что это уже давно не является правилом для современных моторов.
Ключевым словом здесь, конечно, является "современных". Сплавы, из которых сейчас делают двигатели, только отдаленно напоминают те, что использовались раньше. В результате сегодняшние двигатели просто-напросто не требуют так много смазки. Вкратце я добавлю, что те, кто использует антикварные двигатели старинных времен, конечно, без сомнения, должны продолжать использовать в топливе то масло и в том количестве, какое рекомендует инструкция.
Мы не должны забывать, что, в дополнение к значительно лучшим сплавам, сейчас используются технологии, только слегка напоминающие старые. Современные CNC-машины могут изготовить дешево и с необходимой точностью одну или миллион абсолютно одинаковых деталей.
Те же из Вас, кто начал заниматься моделями в последние годы, могут быть потрясены, узнав, что до появления этой новой технологии каждый поршень вручную подгонялся к каждому цилиндру. Не существовало другой технологии, кроме изготовления тысячи поршней, тысячи цилиндров и выбора из них пригодных пар.
В былые времена одни двигатели действительно были "горячее" других того же самого объема. Мы читали, что в то время, например, среди 0.29 двигателей мог быть разброс по объему от 0.26 до 0.32 - различие более чем на 23%! Более высокая точность изготовления позволяет использовать топливо, сильно отличающееся от топлива прошлого поколения.
Еще одно подтверждение правильности соображений по поводу содержания масла в топливе было получено при чтении инструкции к новому 4-х тактному импортному двигателю DAMO FS 218 twin. Для него рекомендуется топливо, содержащее 94% метанола, 5% нитрометана и 1% касторки! Понятно, что это еще больше утвердило меня в мысли, что "нет никакого такого установленного процента содержания масла". Ну а теперь… к сегодняшней теме.
Перед тем, как мы закроем тему масла в модельном топливе, поговорим о горячо обсуждаемом всеми вопросе - "Какой вид масла лучше - синтетическое или касторка?"
Каждый вид масла имеет своих приверженцев, и все они правы в чем-то. "Старики" имеют тенденцию одобрять топливо только с касторкой или, в крайнем случае, с новым процентным содержанием касторки. Моделисты, которые занялись этим хобби 15…20 лет назад, имеют сильную привязанность к синтетическому маслу, или, по крайней мере, хотят, чтобы их топливо содержало главным образом синтетическое масло. Давайте сравним оба вида масла статистически.
Синтетическое масло |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Касторка |
|
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я хотел бы здесь добавить о слухе, порождающем много споров в Интернете, о том, что производители касторового масла изменили технологию производства и масло, которое производится сейчас, полностью или частично не совместимо с метанолом.
Я разговаривал с главным технологом одного из самых больших импортеров касторки в США, и я хочу сообщить на основе достовернейшей информации, что это, извините, полный бред. Он смеялся, когда я ему рассказал об этих спорах, он сказал: "Мы отделяем масло, фильтруем, определяем сорт и упаковываем, насколько мне известно - ничего не изменилось". Этот слух пошел, очевидно, от одного из производителей топлива. С какой целью? У меня нет другой мысли, кроме той, что это должно было помочь продвинуть на рынке их топливо с синтетическим маслом. (Кстати, я читал ответ в сети для SIG (ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ), в котором соглашаются, что это полная ерунда).
Что мы имеем? "Вы платите Ваши деньги и получаете то, что выбрали". На самом деле, одно масло в чем-то немножко лучше другого, и очевидный ответ - используйте комбинацию из двух типов в пропорциях, которые подчеркнут лучшие стороны и уменьшат недостатки каждого из двух типов масел.
Несколько лет назад, сообщество моделистов было в "синтетическом безумии" и склонялось к топливам, содержащим только полностью синтетические масла. Хорошо, по крайней мере, по моему мнению, видеть существенное колебание обратно, к центру, когда большинство готово предпочесть смесь синтетического масла и касторки. Мы думаем, что это имеет смысл, и опыт многих лет доказывает это.
Любители полностью синтетических топлив наиболее часто говорят мне: "Брэнд XX оставляет намного меньше масла на моей модели ". Мой ответ на это: "Разве это не беспокоит Вас? Если Вы не видите много масла на вашей модели после полета, то это говорит об одном из двух - или сразу о двух фактах: во-первых, не было достаточно масла в топливе, или, во-вторых, масло выгорает вместе с метанолом. И то и другое плохо. Не может быть так, чтобы масло сгорало и, в то же самое время, должным образом смазывало мотор". Этот ответ обычно вызывает озадаченный взгляд, а затем появляется озарение понимания того, о чем они не думали прежде.
Остатки масла и модельный двигатель также неотделимы, как собака и лай. Мы должны научиться жить с этим.
Небольшое отступление. Не так давно друг послал мне копию статьи, изданной в Европейском модельном журнале. В одной ее части автор заявил: "Американцы - единственные люди, достаточно богатые и достаточно глухие, чтобы использовать синтетическое масло". Возможно, немного преувеличено, но это имеет место быть.
Есть пара типов двигателей, которые требуют топлива только с касторкой, или, по крайней мере, со значительно более высоким содержанием касторки, чем другие. Один из них - Fox со стальным кольцом на поршне, другой - маленькие двигатели Cox, требующие много касторки из-за уникального шарового соединения шатуна с поршнем.
Хорошие пилоты традиционно предпочитают полностью синтетическое топливо, я думаю, по нескольким причинам. Одна из них - это то, что тренировки это их жребий, они тренируются час за часом, много часов. Длительная эксплуатация, плюс настроенная выхлопная система, которая является почти уникальной для каждого и, вероятно, отложение сажи и кокса, что может создавать большую проблему в спортивных типах двигателей. (Рискуя навлечь на себя поток недовольства, я также думаю, что это - в значительной степени из-за мыслей типа "Джо Чемпион использует полностью синтетическое топливо, поэтому я тоже буду его использовать ".)
Другая область, где мы видели победу применения полностью синтетических масел в последнее время - модели вертолетов, вероятно, по тем же самым причинам. Так же тенденция к 30% содержания нитрометана в топливе для соревнований высокого ранга вела к использованию смазки более низкой вязкости, и, как показано в диаграммах сравнения выше, это обязательно диктует использование синтетического масла.
<<< Предыдущая 2 Следующая >>>
Информация взята с сайта: www.rcdesign.ru