Что такое присадка?
«Присадка» - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств. ((Технический Регламент ТР ТС 013/2011) Пункт 35 Технического Регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118)
Присадки к топливу - вещества, добавляемые к жидким топливам (бензинам, авиац. керосину, дизельному и котельному топливу) для улучшения их эксплуатационных свойств. В зависимости от качества базового топлива, функции, свойств и эффективности присадок, сочетания их в товарном продукте различны, при этом содержание присадки к топливу составляет обычно сотые - десятые доли % по массе (некоторые присадки - до 2% и более). (Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.) Присадки являются продуктом нефтехимического синтеза, это углеводородные и элементоорганические соединения разных типов и классов, в том числе низкомолекулярные поверхностно-активные вещества и полимеры. Все присадки различаются по области применения, составу и свойствам. Даже вещества, относящиеся номинально к одной категории, скажем «депрессорные присадки», в зависимости от состава и производителя могут иметь совершенно различный механизм действия и, соответственно, специфическую технологию ввода в топливо. Поэтому вполне закономерно, чтобы производитель или поставщик присадки информировали потребителя обо всех особенностях вещества, предоставляли консультацию технолога или же инструкцию по вводу присадки с рассчитанными дозировками, а также технический паспорт продукта и протоколы проведенных испытаний. |
Только в этом случае можно доверять продукции и рассчитывать на её эффективность. Нарушение условий применения может привести к существенному изменению действия присадок.
Требования к качеству сырья определены соответствующими ГОСТ (ТУ) на присадки, техническими регламентами. Поэтому важно, чтобы производитель имел подтверждение соответствия автомобильного бензина и дизельного топлива в случае, если изготовление продукции производится путем смешивания нефтепродуктов, в том числе добавлением присадок различного происхождения, и обязательно проводились испытания образца продукции. Качество присадок оценивают по комплексу методов, включающих определение физико-химических свойств самой присадки (или раствора ее в топливе) и испытание топлив с присадками в эксплуатационных условиях. |
Присадка призвана улучшать реальный измеряемый параметр качества топлива, при этом не оказывая отрицательного воздействия на другие параметры. Ввод присадок - это окончательная доводка свойств топлива, которые не могут быть обеспечены предыдущими стадиями, это завершающий этап коррекции продукта, а не основной метод и технология производства. Скажем, нельзя взять любой бензин и изготовить из него премиальное топливо, даже с применением самых лучших присадок, так как для этого требуется изначально высококачественное топливо стандарта ГОСТ.
Классификация присадок
Классификация присадок, в том числе разделение их по признаку функциональности, является в значительной мере условной, так как органическое соединение, оказывающее эффективное действие на одно эксплуатационное свойство топлива, может в определенной степени улучшать и другие показатели. Тем не менее, существует несколько классификаций присадок. Одна из них – разделение по химическим процессам, производимым присадками в топливах. По этой классификации вещества делятся на ингибиторы, промоторы, антиокислители и проокислители. Но мы не будем углубляться в тонкие особенности химических реакций и воспользуемся более распространённой типологией, разделяющей присадки на группы в зависимости от их назначения. |
По типу базовой основы присадки делятся на масляные (моторные и трансмиссионные) и топливные (для бензина, дизельного и печного топлива), а также присадки для сырых нефтей и мазута, присадки для СУГ.
По типу воздействия присадки делятся на: защищающие смазываемые топливом поверхности (моюще-диспергирующие, противоизносные, смазывающие, ингибиторы коррозии ); улучшающие свойства топлив и масел (депрессоры, диспергаторы, поглотители меркаптанов, антидетонационные, октаноповышающие и цетаноповышающие); присадки, защищающие топливо (антиоксиданты, дезактиваторы металлов, противопенные присадки). Кроме того, существуют многофункциональные присадки, которые могут иметь свойства нескольких типов присадок, а также красители, маркеры и ароматизаторы для топлива. |
Также, присадки условно можно разделить по этапу технологического процесса, в котором они применяются. Во-первых, это присадки, необходимые для производства стандартных топлив, используемые непосредственно на НПЗ. Вторую категорию составляют присадки, предназначенные для улучшения эксплуатационных свойств стандартных топлив на местах применения ( в ёмкостях АЗС либо владельцами автомобилей). К третьей группе можно отнести присадки, использвуемые при транспортировке и хранении нефтепродуктов.
Общие особенности применения присадок
Введение присадок и добавок может осуществляться на различных стадиях технологического процесса. Способы введения присадок различны: они могут подаваться в виде суспензии, пасты, в водном растворе, растворяться в топливе или впрыскиваться в виде тонко распыленных частиц в пламя.
Эффективность действия присадок определяется их химической природой, концентрацией, структурно-групповым составом базовой основы, эффектами взаимовлияния присадок друг на друга и на составляющие базовой основы, условиями механообработки и перемешивания (компаундирования). Действие присадки в значительной степени определяет эксплуатационные свойства топлив соответствующего назначения. К выбору присадки стоит подходить с большой ответственностью – доверяйте не столько рекламе и многообещающим слоганам, сколько эффективности, подтвержденной практикой и исследованиями, фактическими результатами. Действие присадки в зависимости от её типа направлено на один-два параметра топлива, при этом в результате может быть оказано благоприятное воздействие на топливо в целом. Присадки, воздействующие сразу на несколько параметров топлива, называются комплексными или многофункциональными, в их составе, как правило, несколько разнонаправленных компонентов, тщательно подобранных так, чтобы их сочетание производило благоприятный эффект на определённые качества топлива. В некоторых случаях в топливо добавляется несколько разных видов присадок – но перед этим необходимо убедиться, что они между собой совместимы. Будьте внимательны, когда вам предлагают «чудодейственные» или «нано» присадки, действие которых направлено на всё сразу - один компонент заведомо не может заменить собой целый комплекс веществ. |
В любом случае, ввод присадки следует производить в соответствии с определённой технологией, представленной технологами компании-производителя или поставщика. Правильное и эффективное действие присадки можно обеспечить в случае соблюдения соответствующих ей технологий ввода, температурных режимов и пр. И конечно, не стоит забывать о соблюдении техники безопасности и санитарных норм при работе с токсичными веществами.
Источник: www.topreg.ru
Для владельцев АЗС и нефтебаз КОМПАНИЕЙ "ТОТЕК" предлагаются препараты "ТОТЕК" для промышленного применения, использование которых значительно повысит качество топлива при минимальных затратах и дают возможность готовить свое "брендовое топливо" привлекая благодарных потребителей и увеличивая рентабельность своего бизнеса. |