Классификация моторных масел по ГОСТу
Государственный стандарт на моторные масла был принят в СССР еще в 1985 году. Последняя редакция принята в 2015-м. Российская классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-2015 предусматривает обозначение, толкующее основную информацию об особенностях и сфере применения.
По классам вязкости
Согласно ГОСТ 17.479.1-2015, моторные масла разделяются на следующие классы:
- зимние: 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8;
- летние: 10, 12, 14, 16, 20, 24;
- всесезонные, класс вязкости которых обозначают дробью – 3з/8; 4з/6; 4з/8 и т.д. Цифра в числителе указывает на принадлежность к одному из зимних классов, в знаменателе – к одному из летних классов.
Буква “з” указывает на то, что масло содержит полимерный загуститель. Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.
Таблица “Классификация моторных масел по вязкости ГОСТ”
Класс вязкости ГОСТ 17479.1 2015 | Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре плюс 100°С | Кинематическая вязкость, мм2/с (сСт), при температуре минус 18°С, не более | Примерный класс вязкости SAE | |
---|---|---|---|---|
3з | Не менее 3,8 | 1250 | 5W | |
4з | Не менее 4,1 | 2600 | 10W | |
5з | Не менее 5,6 | 6000 | 15W | |
6з | Не менее 5,6 | 10 400 | 20W | |
6 | Свыше 5,6 до 7,0 вкл. | — | 20 | |
8 | Свыше 7,0 до 9,3 вкл. | — | 20 | |
10 | Свыше 9,3 до 11,5 вкл. | — | 30 | |
12 | Свыше 11,5 до 12,5 вкл. | — | 30 | |
14 | Свыше 12,5 до 14,5 вкл. | — | 40 | |
16 | Свыше 14,5 до 16,5 вкл. | — | 40 | |
20 | Свыше 16,5 до 21,9 вкл. | — | 50 | |
24 | Свыше 21,9 до 26,1 вкл. | — | 60 | |
3з/8 | Свыше 7,0 до 9,3 вкл. | 1250 | 5W-20 | |
4з/6 | Свыше 5,6 до 7,0 вкл. | 2600 | 10W-20 | |
5з/10 | Свыше 9,3 до 11,5 вкл. | 6000 | 15W-30 | |
5з/12 | Свыше 11,5 до 12,5 вкл. | 6000 | 15W-30 | |
5з/14 | Свыше 12,5 до 14,5 вкл. | 6000 | 15W-40 | |
6з/10 | Свыше 9,3 до 11,5 вкл. | 10 400 | 20W-30 | |
6з/14 | Свыше 12,5 до 14,5 вкл. | 10 400 | 20W-40 | |
6з/16 | Свыше 14,5 до 16,5 вкл. | 10 400 | 20W-40 |
По эксплуатационным свойствам
Таблица “Классификация моторных масел ГОСТ по уровню эксплуатационных свойств”
Группа моторного масла | Рекомендуемая область применения | Класс API |
---|---|---|
А | Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели | SB |
Б1 | Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников | SC |
Б2 | Малофорсированные дизельные двигатели | CA |
В1 | Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений | SD |
В2 | Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений | CB |
Г1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению | SE |
Г2 | Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений | CC |
Д1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Г1 | SF |
Д2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях | CD |
Е1 | Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 | SG |
Е2 | Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел группы Д2 | CF-4 |
Индекс 1 присваивается маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – маслам для дизельных моторов.
Так, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В):
- М-4з/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1);
- М-14Г2 (цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначено для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое);
- М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.
Источник: https://b2b.alfahimgroup.ru